КАФЕДРА ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

 

Совершенствование системы государственной аттестации педагогических кадров является одной из актуальных проблем современного образования. Актуальность обусловлена, с одной стороны, необходимостью повышения качества образования в образовательных организациях, с другой стороны — потребностью обеспечения инновационных процессов в образовании. В сфере образования тенденция применения аттестационных процедур к педагогическим работникам обозначилась достаточно давно, но в последние годы в контексте модернизации образования она стала складываться в новую систему.

В связи с этим в 2010 году впервые – в год объединения двух Институтов (Института повышения квалификации работников образования и Института развития образования) - была открыта кафедра управления и сопровождения аттестационных процессов. Первым заведующим кафедрой с января 2010 года по июнь 2013 года работала Любовь Федоровна Винокурова. В последующем по октябрь 2016 года кафедрой заведовала Клара Михайловна Охотина.

Целью системы аттестации педагогических работников является стимулирование повышения качества образования через обеспечение карьерного роста учителей, работающих более результативно. Исходя из этого, целью кафедры является обеспечение аттестационных процедур соответствующим научно-методическим и практическим сопровождением, дающим возможность педагогу включиться в процесс непрерывного профессионального развития, в необходимые формы повышения квалификации, а затем и аттестации. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Кафедра оценки педагогического мастерства ИРОиПК работает по следующим направлениям: осуществление методического и организационно-содержательного сопровождения аттестации; проведение курсов повышения квалификации по аттестации; способствование разработке и внедрению инновационных механизмов, технологий, способствующих реализации ФГОС. Сопровождение  ИРОиПК региональных конкурсных отборов лучших учителей на премию и лучших образовательных организаций на грант Главы Республики Саха (Якутия) в качестве оператора, позволило расширению деятельности кафедры.  

При аттестации учитывается, прежде всего, реальная результативность работы педагога, понимаемая в соответствии с современными представлениями о качестве образования. Результаты аттестации должны существенным образом сказываться на определении базовой части оплаты труда учителя (то есть «разрыв» в заработной плате между отдельными категориями должен быть значительным). Это означает, что «предметом» аттестации должна быть способность педагога обеспечивать определенный, качественно заданный уровень результативности, и этот уровень должен быть «прописан» через характеристики достижений детей и «педагогических условий». При этом для того, чтобы аттестация педагогов стала более объективной, чувствительной к качеству образования и его новым параметрам, процедура ее проведения должна стать открытой и прозрачной.

В данное время в связи с новым Законом об образовании и введением новых профессиональных стандартов возникает необходимость совершенствования системы аттестации педагогических работников. Кафедрой сопровождения аттестации проводятся курсы повышения квалификации по аттестации, обучение специалистов, привлекаемых к оценке профессиональной деятельности педагогов, методические семинары – практикумы, индивидуальные консультации, разрабатываются методические рекомендации по всем разделам «Папки достижения педагога». Практика показывает, что при формировании педагогами «Папки достижений» методическая помощь необходима в разработке образовательных технологий, в ведении внешнего независимого мониторинга, в изучении и обобщении собственного инновационного опыта в виде научно-методических статей, пособий, в распространении опыта. С другой стороны, при аттестации особую значимость имеют нисколько личные результаты педагога (участие в НПК, проведение открытых уроков, достижения в профессиональных конкурсах и т.д.), а достижения обучащихся (освоение результатов образовательной программы, олимпиады, НПК, конкурсы, выставки, соревнования и др.).

Таким образом, модернизация системы аттестации в условиях реализации ФГОС требует поиска новых подходов, организационных и нормативно-правовых механизмов; предполагает наращивание и эффективное использование информационных, технологических, научных, организационных ресурсов; развитие системы общественно-государственной экспертизы результатов педагогической деятельности, ибо сегодня аттестация, один из важнейших инструментов развития системы образования, является механизмом мобилизации внутренних ресурсов образования.